Конференции / Круглый стол по общению в медицине: Готовность медиков к сочувствию. «Бей, беги, замри» — кому легче? / Особенности взаимоотношений в модели врач-медицинская сестра-пациент.

Особенности взаимоотношений в модели врач-медицинская сестра-пациент.

Автор(ы): Шапекина Е.А.

Город: Тверь

Учреждение: ФГБОУ ВО "Тверской ГМУ" Минздрава России

Актуальность

В последние десятилетия с целью улучшения качества оказания медицинской помощи активно применяется пациент-ориентированная модель медицинского консультирования. Большое внимание уделяется взаимоотношениям между врачом и пациентом. Большинство проведенных исследований направлены на изучение процесса общения врача с пациентом в модели «врач-пациент». Но не стоит забывать, что на приеме, как правило, присутствует третий участник консультации - медицинская сестра. В связи с этим можно утверждать, что эффективность оказания медицинской помощи будет формироваться на модели отношений между врачом, медицинской сестрой и пациентом.

Цель

Привлечь внимание к проблеме взаимодействия в модели "врач-медсестра-пациент".

Результаты

В ситуации «врач-медсестра-пациент» руководящая роль все-таки принадлежит врачу, поэтому многое зависит от его стиля работы, от его выбора модели консультирования. Наиболее верным и эффективным является общение, основанное на сотрудничестве и взаимоуважении между всеми участниками медицинской консультации. Сложившиеся доброжелательные отношения между врачом и медицинской сестрой будут оказывать влияние на качество приема пациента, а также на удовлетворенность медицинского персонала своей работой, что очень важно для предотвращения увольнений сотрудников из лечебных учреждений (Sarkar T., 2022; Gunnarsdóttir S., 2006). В статье 2021 года Malinowska-Lipie et al. сообщают о том, что такие факторы как сотрудничество с врачами и поддержка руководства играют значительную роль в улучшении оказания помощи средним медицинским персоналом. Исследование показало значимую связь между оценкой безопасности пациентов и рабочей средой медсестер.
Anggarawati1et al. в 2016 году проводили исследование, направленное на изучение взаимосвязи между медицинской сестрой и врачом во время медицинской консультации: взаимосвязь общих интересов с качеством оказания сестринских услуг. Результаты исследования демонстрируют, что существуют четкие взаимосвязи общего интереса с качеством выполнения медсестрами своих обязанностей.
На взаимоотношения врача и медсестры оказывает влияние их возраст. Более благоприятно складывается ситуация, когда медицинская сестра моложе доктора. В таком случае она перенимает опыт врача, без оспаривания выполняет его задания. Но, в противоположной ситуации, когда медсестра старше и опытнее врача, порой возникают недопонимания между этими медицинскими работниками, которые могут вызвать сомнения у пациента в отношении компетентности врача, что снизит приверженность назначениям.
На своем рабочем месте врач и медсестра выполняют свои должностные инструкции и обязанности. В настоящее время медсестер часто привлекают для реализации поставленных задач, которые обычно выполняют врачи. Порой это необходимо для снижения нагрузки на докторов. При возникновении таких ситуаций для медсестер важно доверие и сотрудничество врачей. При этом медсестры, работающие в одиночку, иногда испытывают затруднения при общении с врачами. По проведенному исследованию, пациенты в таких ситуациях все-таки предпочитают врачей, хотя считают, что медсестры более доступны (Karimi‐Shahanjarini A.,2019). Данная ситуация может отрицательно сказываться на репутации врачей: их авторитет снижается.
Возникновение конфликтов между врачом и медицинской сестрой может препятствовать структурированию врачебного приема, препятствовать пониманию пациентом назначений и рекомендаций, снижать доверие к врачу/медсестре, а также способствовать отсутствию ощущения комфорта у пациента во время присутствия на врачебном приеме. В связи с этим не допустимо, чтобы разногласия, возникающие между врачом и медицинской сестрой становились известны пациентам, конфликтные ситуации должны разрешаться конструктивным путем.
Нередки случаи возникновения конфликтных ситуаций между пациентами и медицинским персоналом. Ранее было отмечено, что медсестры чаще, чем врачи, подвержены эмоциональному и физическому насилию. Исследование, проведенное в 2019 году, показывает, что насилие со стороны пациентов и посетителей в отделениях неотложной помощи является серьезным риском для медсестер и врачей. На возникновение конфликтов оказывают влияние не только возникшие заболевания и назначенные обследования и лечения пациентов, а также то, как организовано рабочее место и режим работы. Основываясь на анализе полученных данных, можно сделать вывод, что более старший возраст медсестер, удовлетворенность работой и доброжелательное отношение к пациентам связаны с меньшим опытом эмоционального насилия со стороны пациентов и посетителей (Berlanda S., 2019).

Выводы

Таким образом становится очевидным тот факт, что на врачебном приеме присутствует три участника: врач, пациент и медицинская сестра, это необходимо учитывать при выборе модели общения. Возникшие доброжелательные отношения способствуют повышению удовлетворенности медицинских работников своей работой. Взаимоотношения всех участников медицинской консультации влияют на ход приема. Плохие отношения между врачом и медсестрой приводят к снижению авторитета врача/медсестры, что может повлиять на снижение уровня доверия пациента, снижению его приверженности назначениям доктора. Поэтому необходимо способствовать формированию доверительных и уважительных отношений в модели «врач-медсестра-пациент», которые помогут избежать возникновения конфликтных ситуаций между всеми участниками медицинской консультации.

Тема: Коммуникативные навыки
Елена Шапекина

Ваш комментарий будет первым!

Войти или зарегистрироваться, чтобы оставить комментарий.

Вернуться

Еще тезисы к этой конференции:

Новости РОСОМЕД: